Узелковый батик техника. Как покрасить ткань (узелковый батик, шибори). Главный секрет узелкового батика – это узел

Главная / Подарки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка

«Узелковый батик»

(комплект занятий 4 часа)

г. Янаул:

Татьяна Ефимовна Бигильдина

2015

Тема: «Узелковый батик». (4ч.).

Цель: Научить детей выполнять узелковый батик.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с одним из методов выполнения батика – «узелковый батик».

Познакомить детей с изобразительным искусством эпохи палеолита.

Научить детей выполнять декоративные композиции в стиле наскальных рисунков первобытного человека и применять их в сочетании с узелковым батиком;

Развивающие:

Развитие художественного вкуса;

Развитие фантазии, творческих способностей обучающихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству и изобразительной деятельности;

Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, прививать умение организовать своё рабочее место.

Обогащать внутренний мир детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Актуальность: Не смотря на то, что человек в наши дни живёт в огромном мегаполисе, он, так же как и первобытный человек ощущает связь с природой и пытается изображать её. Если древнему человеку не приходилось выбирать изобразительные средства для своего творчества (камень и природные красители), то сегодня таких средств огромное множество. Даже в батике существует множество методов и приёмов. Один из них «узелковый батик». Узелковый батик намного быстрее приводит к конечному результату, что не может не заинтересовать детей. Кроме того, он непредсказуем, сохраняет загадку до конца выполнения работы.

Новизна: Мы изучили технику холодного батика - приёма довольно трудоёмкого. Узелковый батик – это ещё не знакомая детям техника, которая выполняется довольно просто и быстро. С её помощью можно расписывать большие площади, намного превышающие площадь рабочей рамки для батика, такие, как шарфы, платки, юбки и кофточки.

Занятие 1 (2ч)

Тема занятия: « Узелковый батик «Розетка» в тёплых тонах. Выполнение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Учебная работа с элементами творчества.

Цель занятия: Научить узелковому методу выполнения батика.

Задачи занятия : расширить кругозор обучающихся в области древнего искусства, развить фантазию, творческий потенциал, эстетические представления и художественный вкус. Воспитание любознательности, любви к истории родного края.

Зрительный ряд:

1.Презентация:

  • Этапы работы в технике «узелковый батик»;
  • Репродукции наскальных рисунков пещер: Альтамира, Ласко, Капова пещера, и африканских наскальных рисунков.
  • Работы художников в технике «батик» в стиле наскальных рисунков.

2.Репродукции наскальных рисунков;

3.Шаблоны изображений в стиле наскальных рисунков.

Материалы:

1. Ткань капроновая, размер 30х40 см.;

2. Краски тёплых цветов, разведённые водой 1:2;

3. Кисти беличьи № 3-4.

4. Баночки с водой;

5. Нитки шёлковые;

6. Фен;

7. Шаблоны изображений наскальных рисунков древнего человека;

8. Простой карандаш;

9. Рамки для батика, формат А-3;

10. Кнопки канцелярские;

11. Резервирующий состав чёрного цвета;

12. Трубочки стеклянные для нанесения крнтура.

План занятия:

2. Теоретическая часть………….………..……………………………….10мин.

3. Выполнение узелкового батика………………………………….…….30мин.

4. Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах………………..10мин.

5. Составление композиции, нанесение резерва…………………………30мин.

6. Завершение занятия …………………………………………………….5мин.

1.Приветствие:

Это очень лёгкий метод!

Им что хочешь, распиши.
В узел завяжу монетку,
Не на счастье – для души!

День-деньской по льну и хлопку,
навожу я кракелюр.
Развяжу я узел крепкий

И получится ажур.

О чём это стихотворение? (о батике) О каком?

Сегодня мы изучим новый метод росписи ткани «узелковый батик». Он интересен тем, что выполняется быстро и с его помощью можно расписывать большие площади.

2. Теоретическая часть (слайды 1-7)

Узелковый батик - вид художественной росписи ткани, заключается в том, что участок ткани, который должен остаться неокрашенным, перевязывают навощённой нитью или шпагатом, завязывают ткань узлами, ограничивая доступ краски. В ткань завязывают стеклянные шарики, пуговицы, монеты.

Способы складывания самые разнообразные. Каждый художник изобретает свои способы и получает новые виды рисунка. Завязывать можно тоже по-разному.

Затем ткань смачивают водой и окрашивают. При этом заранее подбирают гармоничное сочетание цветов для окрашивания.

После высыхания, нитки аккуратно разрезают, скрутку разворачивают

В зависимости от способа завязывания, получаются различные виды рисунка

Чем сложнее узлы, тем интереснее рисунок.

Скажите, как можно использовать узелковую роспись?

(для росписи одежды, драпировок и занавесов)

А ещё узелковый батик может служить фоном для других видов росписи. Нам сегодня предстоит выполнить работу в стиле наскальных рисунков первобытного человека. Посмотрите примеры работ на эту тему, выполненные в различных техниках батика (слайды 8-15) Для их выполнения понадобилось бы не менее четырёх занятий. Мы сделаем эту работу за полтора занятия.

3. Выполнение фона для рисунка: (слайды 16-18)

  1. Для этого сделаем скрутку «розетка». Розетку можно выполнить по разному: можно расположить её симметрично, можно нарушить симметрию, сдвинув центр скрутки вверх или в сторону. Можно вообще сделать её из угла ткани.
  2. Обычно скрутку смачивают водой и хорошенько отжимают. Мы этого делать не будем потому, что работаем c капроновой тканью. А она очень быстро пропитывается красками и без дополнительного смачивания.

(Дети сворачивают и перевязывают ткань, педагог показывает, как это делать на примере).

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Сели, встали. Сели встали.

И на месте побежали.

  1. Теперь окрасим нашу скрутку в тёплые цвета. Краски я подготовила заранее. Так как это будет фон, то он не должен получиться слишком ярким. Для этого я развела их в пропорции 1:2. Последовательность цветов выбирайте самостоятельно, чтобы каждая работа была индивидуальной. Получится рисунок «Солнышко». Не переувлажняйте работу. Иначе она будет слишком долго сохнуть.
  2. Складываем раскрашенные скрутки на блюдо и идём на перемену.

(Во время перемены педагог сушит работы феном).

4.Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах

Мы продолжаем работу над композицией. Разрежем скрутки ножницами.

Техника безопасности:

Не берите ножницы в руки без надобности;

Ножницами нужно работать аккуратно, чтобы не порезать ткань;

Не размахивайте ножницами и не направляйте остиё в сторону товарищей или к себе;

Передавайте ножницы друг другу только вперёд кольцами;

После окончания работы нужно положить ножницы на стол;

После разрезания ниток, ткань расправляем и натягиваем на подрамник.

А пока мы готовим ткань к работе девочки расскажут нам о местах, где встречаются наскальные рисунки:

  1. докладчик - Пещера Альтамира; (слайды 19 -24)
  2. докладчик - Пещера Ласко; (слайды 25 -29)
  3. докладчик – Капова пещера; (слайды 30-33)
  4. докладчик – африканские наскальные рисунки; (слайды 34 -39)

5.Составление композиции.

Теперь, когда мы познакомились с изобразительным искусством эпохи палеолита, приступим к выполнению рисунков контурами сразу на ткань. При этом надо помнить, что стереть неудавшийся рисунок не получится. Представьте, что у первобытного человека тоже не было такой возможности. Природный краситель так въедается в камень, что сохраняется на десятки тысячелетий до наших дней. Для тех, кому трудно выполнять рисунок контуром, можете сделать предварительный рисунок карандашом и только в крайнем случае воспользоваться шаблонами.

Последовательность нанесения резерва:

- Резервирующий состав в трубочку набирает педагог;

Для предотвращения вытекания резервирующего состава, трубочку необходимо держать под наклоном, тонким концом вниз, крючком вверх;

Непосредственно в момент работы крючок трубочки переворачивается вниз и соприкасается с тканью под прямым углом;

Наносит контур надо сверху, идя постепенно вниз;

Для предотвращения образования утолщений на рисунке и клякс, необходимо пользоваться ветошью для удаления образовавшихся на конце трубочки капелек резерва.

Резерв наносится не спеша. При нанесении резерва необходимо следить, чтобы контур не прерывался и был достаточно толстым;

Чтобы рука не дрожала, необходимо зафиксировать предплечье упором на раму.

(Дети рисуют на ткани контуром, педагог заполняет трубочки резервом, следит за ходом работы, помогает исправлять ошибки).

6.Завершение занятия.

Наше занятие заканчивается, а работа над композицией ещё не завершена. Для высыхания контура понадобится не менее суток. Поэтому роспись рисунков красителями мы сделаем в следующий раз.

Скажите, какова была цель этого занятия? (научиться выполнять узелковый батик).

Рефлексия: Перед вами картина и наклейки солнышек и туч.

Кто считает, что научился узелковому батику, приклеивает солнышко на картину; кто считает, что не научился – тучку.

Если имеются тучки на картине, выявляем причины, обсуждаем результат.

Уборка рабочих мест.

Занятие 2 (2ч.)

Тема занятия: Завершение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Практическая творческая работа.

Цель занятия: Закрепить навыки росписи текстильными красителями.

Задачи занятия : развитие художественного вкуса, воспитание усидчивости, внимания, добросовестного отношения к выполняемому делу.

Зрительный ряд: Репродукции наскальных рисунков эпохи палеолита.

Материалы:

1. Ткань капроновая, с нанесённым контуром рисунка, натянутая на подрамник А-3;

2. Краски: черная, коричневая, красная, оранжевая;

3. Кисти беличьи № 2.

4. Баночки с водой;

План занятия:

1. Приветствие. Сообщение темы занятия...…………………………….5мин.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков…………...………………..80мин.

3. Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест…………5мин.

1.Приветствие.

Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.

Сегодня мы заканчиваем композицию в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков . Хотя мы будем расписывать фигуры в виде силуэта. Но это будет не чисто чёрный силуэт, а силуэт с добавлением коричневой, красной и охристо-оранжевой краски. Это сблизит наши изображения с наскальными рисунками и сделает их более объёмными.

(Дети раскрашивают фигурки красителями, педагог следит и помогает исправлять ошибки).

Техника безопасности:

  1. Хотя красители «decola» считаются безопасными для детей, нельзя допускать их попадания в рот и на слизистые оболочки;
  2. Пользоваться красками можно только из блюдечка, предварительно набрав их из баночек;
  3. Крышки на баночках необходимо каждый раз закручивать и ставить в коробку.

Физкультминутка в середине занятия:

1,2,3,4,5

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Наклониться-3,4

И на месте поскакать:

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку!

3.Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест.

Примеры работ

Приложение 1

Пещера Альтамира. Находится в Испании. В г. археолог -любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Рисунки представляют изображения бизонов , лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем , охрой , гематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта. Пещеру Альтамира называют «Сикстинской капеллой» эпохи палеолита.

2. Пещера Ласко. Находится во Франции. Её в 1940 году обнаружили 4 мальчика, которые, играя забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы в эпоху палеолита.

3. Капова пещера. Иначе её называют пещера Шульган-Таш, находится в Бурзянском районе Башкирии. Известна наскальными рисунками эпохи палеолита. «Капова» происходит от слова «Капище», то есть в доисторические времена использовалась как храм.

Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. Рисунки выполнены в основном охрой - природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты .

  1. Африканская наскальная живопись.

Африка считается колыбелью человечества, ведь именно на этом материке был найден скелет нашего предка. Черный континент богат наскальной живописью, которую также оставили наши предки. Древние люди Африки жили, охотились, проводили свои обряды. Они позаботились о том, чтобы их знания не исчезли в сыпучих песках времени, поэтому старательно нанесли на скальную породу самое важное по их мнению. Множество петроглифов по всей Африке говорят об одном, работа древних людей не была напрасной, послание успешно прошло сквозь тысячелетия. Множество неглубоких гротов и пещер испещрены петроглифами, которые описывают жизнь древних африканцев. Как и наскальные рисунки из других регионов мира, на африканских можно полностью проследить историю людей того времени. Сцены охоты достаточно точно передают весь процесс в мельчайших деталях.

Тассили-н-Ажер в Алжире, что означает "Плато Рек" - один из самых известных в Северной Африке, горных массивов с наскальной живописью. Рисунки, найденные там, показывают зеленую Сахару, изобилующую жизнью, которая выглядит абсолютно контрастно по отношению к той засушливой пустыне, которой с тех пор стал этот регион.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Тема мастер-класса

«Узелковый батик». Изготовление салфетки.

Цели мастер-класса:

1. Способствовать развитию интереса к ДПИ участников мастер-класса, раскрытию их индивидуально-личностных особенностей;

2. Создать ситуацию успеха с использованием изобразительной деятельности;

3. Формировать эмоциональную сферу участников мастер-класса.

Практическая работа: Задание. Изготовление салфетки в технике узелкового батика.

Материалы и инструменты: белая бязь, фломастеры по ткани, краски для росписи, нитки для завязывания узелков, баночки для воды, клеенки, образцы работы, кисти, фен, ножницы, перчатки.

Форма работы: индивидуальная.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент:

· а) приветствие

Уважаемые коллеги в рамках моего мастер-класса я хочу вам предложить одно из занятий проводимых мною в студии ДПИ. Очень хочется, чтобы время, отведенное нам, мы провели все с хорошим настроением и получили прекрасный результат от работы. Вы сегодня будете в роли учеников впервые пришедших на занятие студии по узелковому батику.

2. Введение в тему занятия:

(знакомство с материалами и инструментами для узелкового батика)

· 1.Знакомство с узелковым батиком.

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком). Название этой техники, как вы догадались, происходит от слова «узелки». Это самая древняя техника батика. Ее появление прогнозируют еще в 8-м веке, а родиной считается Индокитай. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно - или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры , покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.


Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.

Существует несколько видов батика:

· техника горячего батика (парафин);

· техника холодного батика (резерв);

· техника набивного батика (штамп, трафарет);

· техника узелкового батика (узлы).

· 2. Знакомство с тканями.

Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Пригодны ткани, бывшие в употреблении, но выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань. Все ткани, применяемые для батика не должны быть синтетическими или иметь примесь синтетических волокон, так как для этих волокон необходимы более сложные красители. Если ткань имеет смешенные волокна, то при работе с анилиновыми красителями синтетические волокна не окрашиваются, т. е. получается не четкий, размытый рисунок.

· 3. Знакомство с красителями.

Для узелкового батика используются анилиновые красители для х/б тканей, которые продаются в магазине. Можно приготовить красители из природных материалов. Из луковой шелухи получается желтый или коричневый цвет, из листьев крапивы – темно-зеленый.

· 4. Тонкий шнур или крепкая нить - для подготовки ткани к покраске.

· 5. Вспомогательные предметы: мелкие камушки, скорлупа от яиц, кусочки дерева, плоские ровные дощечки, прищепки, для штампов можно использовать пробки, пластмассовые коробочки, крышки.

3. Знакомство с техниками выполнения узелкового батика

Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию: завязывание, скручивание, складывание и подгибание, зашивание.

1. Способ завязывания.

Этот способ основан на механическом способе резервирования ткани. Ткань может собираться произвольно или заглаживаться и перевязывается нитью или завязываться узлом в нескольких местах.

Затем сложенную ткань перевязывают нитями, зажимают прищепками или струбцинами.

Ткань можно полностью окунать в раствор красителя или провести частичную окраску.


4. Способ зашивания ткани.

Мотивы узора предварительно прошиваются на ткани, а потом завязываются нитями. Такие узоры бывают более четкими и графическими. Можно прошивать узоры черной нитью, это создает дополнительный эффект, так как черная нить при кипячении окрашивает ткань.

Сегодня мы с вами будем осваивать некоторые приемы в технике узелкового батика. Несколько из них я покажу вам сама, а некоторые вы сможете, выполнить сами по своему желанию используя схемы и подручный материал. Который будет лежать в моей коробочке. На нашем занятии главными в вашей работе будет, конечно же, ваше воображение, а материалами изобразительной деятельности, с помощью которых вы будете фантазировать и воображать – ткань, краски.

Для того чтобы приступить к выполнению одного из приемов узелкового батика «спираль», вам необходимо смочить ткань (Демонстрация образца работы) . Возьмите в руки кисть, поставьте ее на середину салфетки и начните скручивать ткань вокруг кисти.(Демонстрация приемов работы.)

После того как вся ткань скрутилась, уберите кисть и зафиксируйте получившейся комочек при помощи ниток.

6. Практическая деятельность. Роспись ткани.

- Выберете цвета краски, которые вам больше всего сегодня нравиться.

Хочу вам напомнить, есть краски холодные – это синяя, фиолетовая, голубая. Если в палитре цветов не присутствует фиолетовая краска, то ее можно получить, смешивая красную и синею краски. В зависимости от того какой насыщенности вам нужен фиолетовый цвет, такое количество краски вы добавляете в красную краску. И краски теплые – это красная, оранжевая и желтая. Так как в вашей палитре цветов отсутствует оранжевая краска, то ее можно составить, смешав красную и желтую краски. Перед каждой сменой краски необходимо промыть кисть.

Участники мастер-класса приступают к работе и выполняют узор «спираль» и закрепляя ткань при помощи ниток.

- После того, как все расписано, ткань рекомендуют высушить, а только потом развязать узелки. По желанию это можно сделать и сейчас. При помощи маникюрных ножниц разрезать узелки, затем высушить ткань феном.

Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств. Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность. Хорошо слаженная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в шарфах, тканых и вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на концах. Вдоль края или в середине изделия, по горизонтальным и наклонным полосам; в головном платке украшается центральное поле или, наоборот, основной орнаментальный акцент приходится на кайму.

Предлагаю участникам выполнить самостоятельно любой узор из предложенных в технологической карте мастер-класса.

Во время практической работы веду индивидуальную работу с участниками мастер-класса.

6. Итог занятия

Понравилось вам этот вид деятельности? (Ответы)

Получили ли вы удовольствие от занятия? (Ответы)

7. Применение для учащихся.

Узелковая техника доступна и легка в исполнении, ею можно овладеть, не имея художественных навыков, поэтому она может применяться как для кружковой работы с учащимися, так и в качестве вариативной части для проведения уроков технологии.


Notice : Undefined variable: byline in /home/artfo566/domains/сайт/public_html/wp-content/themes/protopress/inc/template-tags.php on line 91
Опубликовано

Метод «прямого нанесения» красителя на ткань — самый удобный, экономичный и наиболее экологически безвредный по сравнению с традиционным методом окрашивания в ванне. Вам не придется приготавливать больших объёмов краски и погружать в неё ткань. Вместо этого нужно приготовить небольшое количество концентрированного раствора красителя и наносить его непосредственно на нужные участки ткани.

Перед началом работы внимательно прочитайте инструкцию по приготовлению краски и статью о технике безопасности, так как инструкция купленой вами краски, может отличатся от нашей.

Что потребуется:

  • Очень удобно использовать в качестве рабочей поверхности картон от упаковочных коробок. Поверх картона постелите пластиковую плёнку, а на плёнку положите слой старых газет.
  • Для личной защиты:
  • Резиновые перчатки, чтобы защитить кожу от воздействия химических и красящих веществ.
  • Бумажная маска, чтобы предотвратить вдыхание порошка.
  • Защитный халат или фартук, чтобы не испортить одежду брызгами краски.
  • Пластиковое ведро или таз для приготовления фиксирующего раствора.
  • Кувшин или банка для приготовления «химической воды».
  • Банки для приготовления смеси красителей.
  • Резинки, шнурки, нитки и т.д. для создания узоров (зависит от проекта)
  • Пипетки, мягкие пластиковые бутылки или другие инструменты для нанесения краски на ткань.
  • Измерительная посуда или мерные ложки.

Шаг 1.

Новую ткань или изделие перед началом работы необходимо выстирать, чтобы удалить остатки любых веществ, которые могут помешать красителю окрашивать волокна.

Шаг2.
Подготовка фиксирующего раствора.
Растворите 3/4 стакана карбоната натрия (кальцинированная сода ВНИМАНИЕ! Это — не питьевая сода!!!) в 4 л тёплой воды. Если этого количества раствора недостаточно, чтобы покрыть весь материал, приготовьте больше фиксажа, следуя рекомендованной пропорции.

Шаг 5.
Обработка материала фиксирующим составом.

Время обработки ткани в фиксирующем растворе не имеет определяющего значения для качества окрашивания.

Достаточно просто окунуть и хорошо пропитать материал содовым раствором, но лучше оставить ткань в растворе на 5 минут — это нормально. Можно — на ночь, что тоже возможно.

Не обязательно готовить большой объем фиксажа, чтобы погрузить весь материал сразу. Раствор можно использовать многократно, обрабатывая поочерёдно несколько изделий или кусков ткани.

Если вы не располагаете достаточным временем для закрепления краски, можно поместить ваше изделие в микроволновую печь на несколько минут.
Но время закрепления краски в микроволновке зависит от нескольких показателей — массы изделия, мощности печки, интенсивности красящего раствора и расположения пакета на поворотном круге печки.

Использование микроволновой печи для закрепления красителей на изделиях из шёлка и шерсти вообще не рекомендуется

(можно сжечь ткань или получить пятнистую окраску), а для хлопка, льна и вискозы требуются экспериментальные пробы. Кроме того это можно делать только в печке, которая не используется для приготовления пищи.

Шаг 10 — последний.
Промывка готового изделия.

Первый раз промыть изделие, не удаляя фиксирующих перевязок, в проточной воде комнатной температуры.

Не забудьте о защитных резиновых перчатках.
Когда вода станет более или менее прозрачной, прополоскайте изделие в воде с уксусом (примерно 100 г 3% уксуса на 5 л воды).
После этого снимите перевязки и прополоскайте изделие в том же порядке.

Лучший способ полоскания изделия — добавление . Это специальное моющее средство, способствующее наиболее полному удалению несвязанного красителя с ткани.

Синтрапол добавляется в первую промывочную ванну (примерно 1 ст ложка синтрапола на 15 л воды). После промывки с синтраполом добавлять уксус в последнюю промывочную воду не нужно.

Промывайте изделие, пока вода не станет прозрачной.

Затем высушите изделие.
Удачи!

© При использовании материалов сайта активная на www..

Технология 5 класс. Урок№ 61-62. 03.05.2018г.

Тема : « Техника узелкового батика. Изготовление набора салфеток.

Цель : Развить интерес у воспитанников к виду искусства – узелковому батику.

Задачи:

Познакомить детей с техникой создания узелкового батика;

Научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи завязывания узлов различной сложности;

Самостоятельно выполнять узелковую технику;

Формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;

Прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: ноутбук. Проектор. Экран. Презентация. технологическая карта изготовления «узелкового батика», пуговицы, краски, перчатки, ножницы, кисти, платочки, клеенки.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться работать в технике « узелковый батик», сформировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,

умение выявлять сущность и особенности объектов, умение на основе анализа объектов делать выводы.

Метапредметные: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность

Ход урока

1.Организационный момент . Проверка готовности к занятию. – Что вы чувствуете в начале урока? (На доске кружки разного цвета: красный- радость, синий- спокойствие, зеленый- тревога)

2.Актуализация знаний. Постановка проблемы

Просмотр работ народных умельцев. (дымковская игрушка, вышивка, макраме, вязание и т.д Что вы увидели на доске? Что можете сказать об этих работах? Кем выполнены все работы? - Все просмотренные работы выполнены народными умельцами, мастерами, рукодельницами.

Сообщение учителем о народных промыслах

Земля русская испокон веков славится мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. По широким просторам нашей страны в изобилии разбросаны произведения народного искусства . Все эти люди талантливы, увлечены своим делом и крепко держат нить традиций в своём промысле. Народное искусство многогранно, и гранями его являются художественные промыслы и ремёсла. Все они разные, но преследуют одни и те же цели: украсить быт человека, развивать его художественный вкус. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо- мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения.

Учитель: И на сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в страну «батика», познакомимся с удивительным и прекрасным искусством художественной росписи ткани. Батик - один из видов декоративно-прикладного искусства. Овладев им, Вы сможете создавать прекрасные панно, для оформления интерьера, предметы быта, а также различны вещи. Это могут быть оригинальные платки, шарфы, платья, блузки, расписанные по вашему замыслу.

3.Открытие знаний (просмотр презентации.)

Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей. Так, например в Индии широко распространился способ “ бандхари ”. Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия. Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.

Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии. Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике. Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… И батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в России.

Существует несколько видов батика: техника горячего батика (парафин); техника холодного батика (резерв);техника набивного батика (штамп, трафарет); техника узелкового батика (узлы).

Сегодня мы изучим технику узелкового батика Главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.

Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ. Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.

4. Применение знаний . Рассматривание образцов. Работа с технологическими картами.

1. Чтобы научиться этому способу оформления ткани, создадим для начала самую простую композицию. На ткани завяжем узелок, крепко перетянув его ниткой.
2. Прокрасим складку узелка цветной тушью, чернилами или акварелью. А можно оставить узелок неокрашенным и прокрашивать складки под ниткой - получится цветок с более острыми лепестками.
3. Развяжем узелок и завяжем другой - там, где это требуется. Его складки уже прокрасим другим цветом. Завязывать узелки на ткани можно по-разному: делать их большими и маленькими, помещать два и больше узелков, тогда на ткани выйдут «колесики» и «цветочки». Рисунок будет зависеть и от того, как завязывать саму нить. Если нужно оставить светлые промежутки между кругами ткани, туго перевязываем узелок нитью и широко ее наматываем. Узор из ломаных линий получится, если наматывать нитку наискосок.
4. Фон закрашиваем.
5. Напечатаем листочки с помощью живых листьев, стебельки дорисуем кисточкой. Прогладим лист утюгом через лист бумаги.
6. «Узелковый» батик поможет изготовить оригинальные платочки или повязки на голову.

Подготовительный этап:
- Готовим рабочее место (застилаем клеёнкой, плёнкой; подготавливаем краски, кисть, нитки, перчатки).
- Экипируемся (например: фартуком).
Процесс:
- Ткань связываем (произвольно).
Можно навязать много узелков (нитками на ткани, или саму ткань вязать в узлы), можно в несколько раз сложить ткань и перевязать нитками...)
- Смачиваем связанную ткань в воде, отжимаем;
- Окрашиваем - проводим кистью с краской по влажной ткани, краска расползается, наносим еще краску.
Сначала наносим светлые тона, затем (когда со всех сторон нанесли светлые) - тёмные (их наносим меньше)
Просушиваем феном или утюгом.
Завершающий этап:
Когда ткань подсохла - аккуратно срезаем нитки...
Разворачиваем и смотрим, что же получилось.
Техника безопасности: - При крашении работать в перчатках; Пользоваться посудой с устойчивым дном; Накрывать стол плёнкой;

Не ставить краски на край стола; Волосы убрать под косынку; Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Самостоятельная работа

Для работы нужны следующие материалы: Однотонная ткань светлых тонов; Крепкие нитки или шнур; Красители; Резиновые перчатки;

Крупные бусины или камушки, пуговицы (для обвязки шнуром).

1-й этап выполнения узелкового батика: Создать эскиз изделия; Определить и наметить расположение узора на изделии; Определить цвет для окрашивания; Определить способ завязывания узла. Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.

Физкультминутка . Снятие усталости с глаз: Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту. Снятие напряжения со спины: Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.

Фронтальный опрос . -В чём секрет техники узелкового батика? -Где и когда появилась техника узелкового батика? -Чем можно дополнять узелковый узор? -Техника безопасности при работе с нитками во время окрашивания изделия?

5. Итог урока- Рефлексия: Я узнала…; Я научилась…; Мне понравилось… Молодцы! Сегодня вы все активно, заинтересованно и результативно поработали! И самое главное – рационально использовали рабочее время. Выставление оценок за урок.

© 2024 otryad-raritet.ru -- Игровой портал - Оtryad-raritet