Основы вязания крючком — основные виды и схемы петель. Вязание крючком, основные виды петель, правила чтения схем Рисунки техники выполнения элементов вязание крючком

Главная / Поделки

ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ-СХЕМЫ УЗОРЫ, РАСШИФРОВКИ

Рисунок вязаного узора, как правило, складывается из одинаковых повторяющихся элементов. Совокупность таких повторяющихся элементов составляет фрагмент узора. Единичный повторяющийся фрагмент узора называется мотивом.

Схему вязания узора, представляющую собой совокупность элементов и мотивов, можно записать в виде текста. Однако использвание такой записи, особенно если узор довольно сложный, может превратиться в большую проблему. Поэтому для записи узора удобнее применять специальные обозначения на схемах вязания крючком.

При вязании крючком по предлагаемым схемам из журналов, необходимо помнить - что:

Схемы читаются снизу вверх.

Ряды читают поочерёдно один раз справа налево, а другой раз слева на право.

Круговые ряды всегда читают справа налево.

Раппорт заключенный на схеме между стрелками, нужно постоянно повторять.

Петли вне участка, ограниченного стрелками, провязывают только в начале и в конце ряда.

Поскольку в разных источниках встречаются различные названия и обозначения петель, я постаралась собрать информацию со смногих сайтов, чтобы не пропустить ничего важного.

Символы для обозначения на схемах вязания крючком:

– воздушная петля цепочки
– воздушная петля цепочки для подъема
– полустолбик (1 петля подъема)
– короткий столбик, или столбик без накида (2 петли подъема)
– простой столбик, или столбик с накидом (3 петли подъема)
– двойной столбик, или столбик с 2 накидами (4 петли подъема)
– тройной столбик, или стобик с 3 накидами (5 петель подъема)
– столбик с 4 накидами (6 петель подъема)
– вогнутый столбик с накидом
– выпуклый столбик с накидом
– рогатка из 2 столбиков с накидом
– рогатка из 2 столбиков с накидом через воздушную петлю
– чешуйка из столбиков с накидом
– двойной сокращенный столбик с накидом
– тройной сокращенный столбик с накидом
– двойной сокращенный столбик с 4 накидами

Другой вариант:

На сайте knitting-info.ru предлагают такие обозначения:
Чтение схем для вязания крючком с рисунками-инструкциями (и сложные случаи!)

Схема выполнения воздушной петли:

Схема выполнения столбика без накида:

Схема выполнения столбик с накидом:

Схема выполнения полустолбика:

Схема выполнения полустолбика без накида за заднюю петлю:

Схема выполнения столбика с двумя накидом:

Пышный столбик

Связать 2 или несколько столбиков с накидом в одну петлю предыдущего ряда, но выполнять их
не до конца,оставляя от каждого столбика на крючке по петле.
Затем сделать накид и провязать им все находящиеся на крючке петли.

Другой вариант выполнения пышного столбика:
вытянуть из одной петли несколько петель (обычно 3-6) примерно до высоты столбика с накидом.
Затем подхватить рабочую нить и провязать ею все вытянутые петли вместе, кроме последней.
В конце провязать одним накидом эту последнюю петлю и предыдущую.
Пышные столбики отличаются объемным эффектом, но при этом плохо держат форму, поэтому
их чередуют со столбиками с одним или несколькими накидами, в зависимости от высоты пышного столбика,
а также после провязывания ряда пышных столбиков, чтобы закрепить элементы, вяжут ряд столбиков без накида.
В силу своей фактурности пышный столбик, как самостоятельный элемент для вязания полотна не используется.
Более красивый эффект достигается при выполнении пышных столбиков на ажурном или плотном полотне.

Группы столбиков с общим основанием (веерочки)

Техника их выполнения заключается в провязывании столбиков с накидом (или столбиков с нескольким числом накидов) на одной петле предыдущего ряда.
1. Сделайте накид, введите крючок в петлю основания и провяжите столбик c накидом (рис.1).
2. Опять сделайте накид, введите крючок в эту же петлю основания и провяжите еще один столбик с накидом (рис.2). Повторять п. 2 столько раз, сколько необходимо по рисунку. В результате получаются "веерочки" расходящиеся лучами вверх (рис. 3).


Рис.1 - 2

3. При провязывании "веерочков" в последующих рядах крючок можно вводить между "веерочками" (рис. 4, 5)или в средний элемент "веерочков" предыдущего ряда (рис. 6).

4. В некоторых рисунках при провязывании "веерочков" между столбиками могут быть воздушные петли (рис. 6).

"Веерочки" используют для вязания ажурного полотна, обвязки изделий, а также, как элемент прибавления петель по краю полотна.

Группы столбиков с общей вершиной
Столбики с общей вершиной еще называют незавершенными столбиками.
Этот элемент вязания крючком используется для выполнения ажурного полотна и для убавления петель.

Техника выполнения незавершенных столбиков:
1. Сделайте накид, введите крючок в петлю основания и протяните через нее рабочую нить. На крючке 3 петли.
2. Сделайте накид и протяните рабочую нить через 2 петли на крючке.
3. На крючке 2 петли (рис. 1). Повторите п. 1 и 2, введя крючок в следующую петлю основания (рис. 2).
4. На крючке 3 петли. Повторите п. 1 и 2, введя крючок в следующую петлю основания.
5. На крючке 4 петли (рис. 3). Сделайте накид и протяните рабочую нить через все петли на крючке в один прием (рис. 4) и сделайте одну воздушную петлю, чтобы закрепить предыдущую (рис. 5).
Так вяжутся 3 столбика с общей вершиной. Если по рисунку указано иное количество столбиков, то п.1, 2 нужно повторять столько раз, сколько необходимо по рисунку. А затем выполнить п.4.


Рис. 1 - 2


Рис. 3 - 4

Рельефные столбики
Рельефные столбики бывают выпуклыми (лицевыми, перед работой) и вогнутыми (изнаночными, за работой).

Техника выполнения выпуклых (лицевых) столбиков:

2. Сделайте накид, введите крючок за второй столбик с накидом предыдущего ряда (рис. 1). При этом столбик с накидом находится поверх крючка.
3. Захватите рабочую нить, вытяните петлю и провяжите как обычный столбик с накидом (рис.2).
Такой рельефный столбик с изнаночной стороны будет похож на вогнутый. Если во всех рядах выполнять только такие рельефные столбики, то полотно с двух сторон будет выглядеть одинаково.


Рис. 1 - 2

Техника выполнения вогнутых (изнаночных) столбиков:
1. Первый ряд всегда вяжется простыми столбиками с накидом! Сделайте 3 воздушные петли подъема вместо первого столбика следующего ряда и поверните вязание.
2. Сделайте накид, введите крючок вокруг второго столбика с накидом предыдущего ряда (рис. 3). При этом столбик с накидом находится под крючком.
3. Захватите рабочую нить, вытяните петлю на изнаночную сторону работы (рис. 4) и провяжите как обычный столбик с накидом (рис.5).
Такой рельефный столбик с изнаночной стороны будет похож на выпуклый. При выполнении выпуклых и вогнутых столбиков в различном сочетании можно получить разнообразные виды резинок.


Рис. 3 - 4 - 5


Рис. 7 - 8

Иногда вяжут накладные рельефные столбики. Такой столбик можно считать лицевым. Выполняется он только в лицевых рядах при вязании в двух направлениях или через ряд при круговом вязании. Крючок введите, обвивая столбик предыдущего ряда (рис. 6), на который указывает стрелка условного обозначения, вытяните петлю на высоту рабочего ряда и провяжите обычный лицевой рельефный столбик (рис. 7). Таким же методом можно провязать рельефный пышный столбик (рис. 8).

Столбики на ножке
Столбик на ножке (столбик - вилка) - один из редко используемых элементов в вязании крючком. Его выполнение требует опыта и мастерства. Если вы уже освоили выполнение столбиков с накидами, то немного потренировавшись, вы будете с легкостью вязать эти замечательные элементы.
Столбики на ножке очень изящны, с помощью них можно связать "кружевной листопад". Узоры, связанные этим элементом можно встретить в салфетках и скатертях, но при желании подобными узорами можно связать шикарную вещь для вашего гардероба.

Техника выполнения столбиков на ножке.
1. Свяжите столбик с 3-мя накидами (рис. 1). На рисунке видны провязанные 3 накида в виде 3-х поперечных "перекладин".
2. Сделайте накид и введите крючок под среднюю перекладину столбика с тремя накидами, захватите рабочую нить (рис. 2) и вытяните петлю. На крючке 3 петли (рис. 3). Далее вяжите, как обычный столбик с накидом: накид, протянуть рабочую нить через 2 петли на крючке, еще раз накид и протянуть рабочую нить через оставшиеся 2 петли на крючке (рис. 4).


Рис. 1 - 2 - 3

При желании или если указано на схеме можно провязать несколько столбиков на ножке - "ракушку" или "веерочек". То есть повторить несколько раз п.2, вводя крючок при этом в одну и ту же петлю. В данном случае под среднюю перекладину столбика с тремя накидами. Также между столбиками на ножке можно делать воздушные петли или провязывать пико.

На рис. 5 вы видите элемент в виде 2 столбиков на ножке. Столбик с 3-мя накидами, в середину которого провязано 2 столбика с одним накидом. Количество накидов, как в столбике-ножке, так и в остальных столбиках, а также место введения крючка в столбик-ножку может быть разным. Нужно внимательно смотреть на схему.

Здесь вы можете посмотреть условные обозначения разнообразных видов столбиков на ножке и детальные описания их выполнения.

Крестообразные столбики

На схемах обозначаются Х с выделенным центром, или со штрихами на нижней и на верхней частях. Кол-во штрихов на одной ножке соответствует кол-ву накидов в столбике. (Обратите внимание! независимо от к-ва накидов или разделительных в.п. в основании-вершине, этих столбиков в элементе только два!):

Перекрещенные столбики:
- элемент может состоять из группы столбиков, одна часть которых перекрещена другой группой влево или вправо.
При этом выполненная первая группа столбиков, независимо от кол-ва, обвязывается второй группой с обеих сторон
- первые столбики ввязаны во вторые. Обозначаются перекрещенными знаками столбиков.
Провязываются по порядку обозначения на схеме - вначале вывязывают 1 или 2 столбика, вершины которых
расположены ближе к началу ряда, т.е. влево. Основание ножки столбика показывает точку введения крючка
в полотно и то число петель нижнего ряда, которые надо пропустить.
Вывязывая вторую половину перекрещенных столбиков, направленных в другую сторону, крючок вводят
в ранее пропущенные петли, начиная с первой из них по счету слева\направо. В результате ножки первой
половины столбиков оказываются ввязанными внутрь ножек второй половины столбиков.

Пересекающиеся, скрещенные столбики:
Эта группа столбиков выполняется аналогично перекрещенным столбикам так, чтобы группа одних столбиков
проходила или сверху, или снизу группы вторых столбиков, но при этом они не были бы скрепленными между собой.
На схемах одна группа обозначается прерывистой линией (столбики нижнего вывязывания, расположены
по изнаночной стороне полотна);
вторая группа столбиков обозначена цельной, непрерывной линией - эти столбики располагаются поверху
первой нижней группы по лицевой стороне полотна.

При выполнении крючковых аранов, «кос» и «жгутов» используются группы рельефных (выпуклых или вогнутых)
перекрещенных столбиков с одним или более количеством накидов. Перекрещенные столбики можно выполнять,
располагая поверху первую или вторую группу столбиков, чтобы получить наклон вправо или наклон влево

Примечания.
1. Перекрещенными и пересекающимися могут быть столбики с любым числом накидов, а также можно пересекать
пышные столбики с обычными столбиками, что показано на 1-й странице в обозначениях, поставленных Ирой Ротт.
Вначале всегда провязывают СН, а затем пышный столбик, направленный в другую сторону.
2. В узорах между вершинами у пересекающихся или у перекрещенных столбиков при необходимости можно
вывязывать разделительные воздушные петли, тогда и между ножками этих столбиков пропускают такое же
количество столбиков (петель) предыдущего ряда.

Чтение схем для вязания крючком с рисунками-инструкциями (и сложные случаи!)

Рисунок вязаного узора, как правило, складывается из одинаковых повторяющихся элементов. Совокупность таких повторяющихся элементов составляет фрагмент узора. Единичный повторяющийся фрагмент узора называется мотивом.

Схему вязания узора, представляющую собой совокупность элементов и мотивов, можно записать в виде текста. Однако использвание такой записи, особенно если узор довольно сложный, может превратиться в большую проблему. Поэтому для записи узора удобнее применять специальные обозначения на схемах вязания крючком.

При вязании крючком по предлагаемым схемам из журналов, необходимо помнить - что:

Схемы читаются снизу вверх.

Ряды читают поочерёдно один раз справа налево, а другой раз слева на право.

Круговые ряды всегда читают справа налево.

Раппорт заключенный на схеме между стрелками, нужно постоянно повторять.

Петли вне участка, ограниченного стрелками, провязывают только в начале и в конце ряда.

Поскольку в разных источниках встречаются различные названия и обозначения петель, я постаралась собрать информацию со смногих сайтов, чтобы не пропустить ничего важного.

Символы для обозначения на схемах вязания крючком:
– воздушная петля цепочки
– воздушная петля цепочки для подъема
– полустолбик (1 петля подъема)
– короткий столбик, или столбик без накида (2 петли подъема)
– простой столбик, или столбик с накидом (3 петли подъема)
– двойной столбик, или столбик с 2 накидами (4 петли подъема)
– тройной столбик, или стобик с 3 накидами (5 петель подъема)
– столбик с 4 накидами (6 петель подъема)
– вогнутый столбик с накидом
– выпуклый столбик с накидом
– рогатка из 2 столбиков с накидом
– рогатка из 2 столбиков с накидом через воздушную петлю
– чешуйка из столбиков с накидом
– двойной сокращенный столбик с накидом
– тройной сокращенный столбик с накидом
– двойной сокращенный столбик с 4 накидами

Другой вариант:


На сайте knitting-info.ru предлагают такие обозначения:

Схема выполнения воздушной петли:


Схема выполнения столбика без накида:


Схема выполнения столбик с накидом:


Схема выполнения полустолбика:


Схема выполнения полустолбика без накида за заднюю петлю:


Схема выполнения столбика с двумя накидом:


Пышный столбик
Связать 2 или несколько столбиков с накидом в одну петлю предыдущего ряда, но выполнять их не до конца,оставляя от каждого столбика на крючке по петле. Затем сделать накид и провязать им все находящиеся на крючке петли.
Другой вариант выполнения пышного столбика: вытянуть из одной петли несколько петель (обычно 3-6) примерно до высоты столбика с накидом. Затем подхватить рабочую нить и провязать ею все вытянутые петли вместе, кроме последней. В конце провязать одним накидом эту последнюю петлю и предыдущую.
Пышные столбики отличаются объемным эффектом, но при этом плохо держат форму, поэтому их чередуют со столбиками с одним или несколькими накидами, в зависимости от высоты пышного столбика, а также после провязывания ряда пышных столбиков, чтобы закрепить элементы, вяжут ряд столбиков без накида.
В силу своей фактурности пышный столбик, как самостоятельный элемент для вязания полотна не используется. Более красивый эффект достигается при выполнении пышных столбиков на ажурном или плотном полотне.

Группы столбиков с общим основанием (веерочки)
Группы столбиков с общим основанием называют "веерочками". Техника их выполнения заключается в провязывании столбиков с накидом (или столбиков с нескольким числом накидов) на одной петле предыдущего ряда.
1. Сделайте накид, введите крючок в петлю основания и провяжите столбик c накидом (рис.1).
2. Опять сделайте накид, введите крючок в эту же петлю основания и провяжите еще один столбик с накидом (рис.2). Повторять п. 2 столько раз, сколько необходимо по рисунку. В результате получаются "веерочки" расходящиеся лучами вверх (рис. 3).

Рис.1 - 2


Рис. 3

3. При провязывании "веерочков" в последующих рядах крючок можно вводить между "веерочками" (рис. 4, 5)или в средний элемент "веерочков" предыдущего ряда (рис. 6).

Рис. 4 - 5


Рис. 6

4. В некоторых рисунках при провязывании "веерочков" между столбиками могут быть воздушные петли (рис. 6).

"Веерочки" используют для вязания ажурного полотна, обвязки изделий, а также, как элемент прибавления петель по краю полотна.

Группы столбиков с общей вершиной
Столбики с общей вершиной еще называют незавершенными столбиками.
Этот элемент вязания крючком используется для выполнения ажурного полотна и для убавления петель.

Техника выполнения незавершенных столбиков:
1. Сделайте накид, введите крючок в петлю основания и протяните через нее рабочую нить. На крючке 3 петли.
2. Сделайте накид и протяните рабочую нить через 2 петли на крючке.
3. На крючке 2 петли (рис. 1). Повторите п. 1 и 2, введя крючок в следующую петлю основания (рис. 2).
4. На крючке 3 петли. Повторите п. 1 и 2, введя крючок в следующую петлю основания.
5. На крючке 4 петли (рис. 3). Сделайте накид и протяните рабочую нить через все петли на крючке в один прием (рис. 4) и сделайте одну воздушную петлю, чтобы закрепить предыдущую (рис. 5).
Так вяжутся 3 столбика с общей вершиной. Если по рисунку указано иное количество столбиков, то п.1, 2 нужно повторять столько раз, сколько необходимо по рисунку. А затем выполнить п.4.

Рис. 1 - 2


Рис. 3 - 4

Рельефные столбики
Рельефные столбики бывают выпуклыми (лицевыми, перед работой) и вогнутыми (изнаночными, за работой).

Техника выполнения выпуклых (лицевых) столбиков:

2. Сделайте накид, введите крючок за второй столбик с накидом предыдущего ряда (рис. 1). При этом столбик с накидом находится поверх крючка.
3. Захватите рабочую нить, вытяните петлю и провяжите как обычный столбик с накидом (рис.2).
Такой рельефный столбик с изнаночной стороны будет похож на вогнутый. Если во всех рядах выполнять только такие рельефные столбики, то полотно с двух сторон будет выглядеть одинаково.

Рис. 1 - 2

Техника выполнения вогнутых (изнаночных) столбиков:
1. Первый ряд всегда вяжется простыми столбиками с накидом! Сделайте 3 воздушные петли подъема вместо первого столбика следующего ряда и поверните вязание.
2. Сделайте накид, введите крючок вокруг второго столбика с накидом предыдущего ряда (рис. 3). При этом столбик с накидом находится под крючком.
3. Захватите рабочую нить, вытяните петлю на изнаночную сторону работы (рис. 4) и провяжите как обычный столбик с накидом (рис.5).
Такой рельефный столбик с изнаночной стороны будет похож на выпуклый. При выполнении выпуклых и вогнутых столбиков в различном сочетании можно получить разнообразные виды резинок.

Рис. 3 - 4 - 5


Рис. 6

Рис. 7 - 8

Иногда вяжут накладные рельефные столбики. Такой столбик можно считать лицевым. Выполняется он только в лицевых рядах при вязании в двух направлениях или через ряд при круговом вязании. Крючок введите, обвивая столбик предыдущего ряда (рис. 6), на который указывает стрелка условного обозначения, вытяните петлю на высоту рабочего ряда и провяжите обычный лицевой рельефный столбик (рис. 7). Таким же методом можно провязать рельефный пышный столбик (рис. 8).

Столбики на ножке
Столбик на ножке (столбик - вилка) - один из редко используемых элементов в вязании крючком. Его выполнение требует опыта и мастерства. Если вы уже освоили выполнение столбиков с накидами, то немного потренировавшись, вы будете с легкостью вязать эти замечательные элементы.
Столбики на ножке очень изящны, с помощью них можно связать "кружевной листопад". Узоры, связанные этим элементом можно встретить в салфетках и скатертях, но при желании подобными узорами можно связать шикарную вещь для вашего гардероба.

Техника выполнения столбиков на ножке.
1. Свяжите столбик с 3-мя накидами (рис. 1). На рисунке видны провязанные 3 накида в виде 3-х поперечных "перекладин".
2. Сделайте накид и введите крючок под среднюю перекладину столбика с тремя накидами, захватите рабочую нить (рис. 2) и вытяните петлю. На крючке 3 петли (рис. 3). Далее вяжите, как обычный столбик с накидом: накид, протянуть рабочую нить через 2 петли на крючке, еще раз накид и протянуть рабочую нить через оставшиеся 2 петли на крючке (рис. 4).

Рис. 1 - 2 - 3

При желании или если указано на схеме можно провязать несколько столбиков на ножке - "ракушку" или "веерочек". То есть повторить несколько раз п.2, вводя крючок при этом в одну и ту же петлю. В данном случае под среднюю перекладину столбика с тремя накидами. Также между столбиками на ножке можно делать воздушные петли или провязывать пико.

Рис. 4 - 5

На рис. 5 вы видите элемент в виде 2 столбиков на ножке. Столбик с 3-мя накидами, в середину которого провязано 2 столбика с одним накидом. Количество накидов, как в столбике-ножке, так и в остальных столбиках, а также место введения крючка в столбик-ножку может быть разным. Нужно внимательно смотреть на схему.

Здесь вы можете посмотреть условные обозначения разнообразных видов столбиков на ножке и детальные описания их выполнения.

Крестообразные столбики
На схемах обозначаются Х с выделенным центром, или со штрихами на нижней и на верхней частях. Кол-во штрихов на одной ножке соответствует кол-ву накидов в столбике. (Обратите внимание! независимо от к-ва накидов или разделительных в.п. в основании-вершине, этих столбиков в элементе только два!):

Перекрещенные столбики: - элемент может состоять из группы столбиков, одна часть которых перекрещена другой группой влево или вправо. При этом выполненная первая группа столбиков, независимо от кол-ва, обвязывается второй группой с обеих сторон - первые столбики ввязаны во вторые. Обозначаются перекрещенными знаками столбиков. Провязываются по порядку обозначения на схеме - вначале вывязывают 1 или 2 столбика, вершины которых расположены ближе к началу ряда, т.е. влево. Основание ножки столбика показывает точку введения крючка в полотно и то число петель нижнего ряда, которые надо пропустить. Вывязывая вторую половину перекрещенных столбиков, направленных в другую сторону, крючок вводят в ранее пропущенные петли, начиная с первой из них по счету слева\направо. В результате ножки первой половины столбиков оказываются ввязанными внутрь ножек второй половины столбиков.



Пересекающиеся, скрещенные столбики: Эта группа столбиков выполняется аналогично перекрещенным столбикам так, чтобы группа одних столбиков проходила или сверху, или снизу группы вторых столбиков, но при этом они не были бы скрепленными между собой. На схемах одна группа обозначается прерывистой линией (столбики нижнего вывязывания, расположены по изнаночной стороне полотна); вторая группа столбиков обозначена цельной, непрерывной линией - эти столбики располагаются поверху первой нижней группы по лицевой стороне полотна.

При выполнении крючковых аранов, «кос» и «жгутов» используются группы рельефных (выпуклых или вогнутых) перекрещенных столбиков с одним или более количеством накидов. Перекрещенные столбики можно выполнять, располагая поверху первую или вторую группу столбиков, чтобы получить наклон вправо или наклон влево




Примечания.
1. Перекрещенными и пересекающимися могут быть столбики с любым числом накидов, а также можно пересекать пышные столбики с обычными столбиками, что показано на 1-й странице в обозначениях, поставленных Ирой Ротт.
Вначале всегда провязывают СН, а затем пышный столбик, направленный в другую сторону.
2. В узорах между вершинами у пересекающихся или у перекрещенных столбиков при необходимости можно вывязывать разделительные воздушные петли, тогда и между ножками этих столбиков пропускают такое же количество столбиков (петель) предыдущего ряда.

    Методическое оснащение:

    Методы:

    Формы: фронтальная, индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный

    Наглядные пособия : образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.

    Материалы и инструменты: крючок, пряжа

    Словарь:

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент 5 мин

  • приветствие,

Пословицы на доске

«

Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»: - написать на доске

К расота

Р уки, радость

Ю бка

Ч еловек

О тдых

К ружево

8-9 стикеров «5»

6-7 стикеров «4»

5-4 стикера «3»

II. Основная часть 5 мин

Сегодня на уроке вы познакомитесь

Охрана труда

4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками— они портят пряжу, нитки.

III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин

Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.

Вязание крючком - вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

нитки и крючок.

Инструменты:

Крючки бывают Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.

Большим крючком и толстыми нитками - свитера и шапочки

- изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. -

1 - головка крючка;

2 - бородка;

3 -плоская площадка, № крючка

Положение крючка в руке

Как держать крючок.

Основные виды петель

  • полустолбики; (полуст.-)

Начальная петля

Воздушная петля

Цепочка воздушных петель -

  1. Что такое начальная петля?
  2. Как нужно держать крючок?
  3. Что означает номер крючка?

«Заколдованный цветок»

Условие игры:

IV . Практическая, работа «Выполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель» (15-20 мин)

Задание:

V. Итог урока (5 мин)

Что нового узнали?

Чему научились?

Были ли трудности?

Рефлексия

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды - яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес - зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист.

VI. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Вязание крючком. Основные приемы вязания крючком". »

Дата: 30.01.2015 Класс : 7 кл.

Тема урока: « Вязание крючком». «Основные приёмы вязания крючком»

Цел ь урока : Ознакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями, научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.

Задачи урока :

    ознакомить обучающихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями.

    научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка из воздушных петель;

    развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;

    воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Методическое оснащение: рабочая тетрадь, технологическая карта, образцы объектов труда, карточки задания.

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод развития познавательного интереса (метод «Ассоциации», игровой прием «Волшебный клубок», «Заколдованный цветок») репродуктивный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия : образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.

Материалы и инструменты: крючок, пряжа

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 5 мин

    приветствие,

    проверка готовности учащихся к уроку.

Пословицы на доске

« Взялся за дело, выполняй его умело».

«Торопливый всегда дважды вяжет»

«Кто аккуратен, тот и людям приятен».

Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «крючок»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) написать на доске

К расота

Р уки, радость

Ю бка

Ч еловек

О тдых

К ружево

В течении урока я вас буду оценивать, за каждый правильный ответ я вам буду давать один стикер и + практическая работа (макс 3 стик)

8-9 стикеров «5»

6-7 стикеров «4»

5-4 стикера «3»

II. Основная часть 5 мин

    1. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы начинаем новый раздел нашей программы «Художественное оформление» «Вязание крючком», на изучение данного раздела выделяется 6 часов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с названием петель и их схематичном изображении, в практической части освоите выполнение начальной петли, воздушной, цепочки из воздушных петель. Но прежде, чем приступить к изучению темы, вспомним, какие правила мы должны помнить, когда работаем с крючком.

Охрана труда

1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить сидящего рядом.

3. Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.

4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками- они портят пряжу, нитки.

5. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

Санитарно-гигиенические требования

1. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.

2. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

3. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

4.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи).

III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин

Ученица: сообщение история вязания крючком.

Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.

Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

- Для этого что нам потребуются? нитки и крючок.

- Какие нитки используют для вязания крючком? Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.

Для вязания крючком лучшими нитками считаются: хлопчатобумажные и шерстяные нитки.

- Как вы думаете как можно определить вид пряжи?

Определить вид пряжи можно путём сжигания ее. Шерстяные нитки горят медленно, спекаются в обуглившийся комочек, при этом издавая запах жженого рога; хлопчатобумажные нитки горят без пламени, быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел; синтетические нитки не горят, они плавятся как свечи.

Инструменты:

Умение правильно выбрать инструмент для работы - это залог успеха в работе настоящего мастера. Правильный выбор крючка, а также ниток используемых для вязания, имеет огромное значение. От правильного выбора инструмента во многом зависит качество вязаных изделий, а также - производительность нашего труда. Поэтому к подбору инструмента, необходимо подходить не менее тщательно, чем к подбору материалов для вязания.

Крючки бывают разные - металлические, деревянные, костяные, пластмассовые. Также они бывают различной толщины. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.

Большим крючком и толстыми нитками – свитера и шапочки

Маленьким крючком и тонкими нитками – изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. - Теперь давайте рассмотрим крючок

1 – головка крючка;

2 – бородка;

3 –плоская площадка, № крючка

Положение крючка в руке

Как держать крючок.

Крючок можно держать двумя способами

    либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);

    либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

Основные виды петель

В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:

Записать на доске. запись в тетр.

    образование воздушной петли (цепочка воздушных петель); (возд.п. -)

    полустолбики; (полуст.-)

    столбики без накида; (ст.б/н -)

    столбики с накидом. (ст с/н -)

- Как вы думаете для чего нам нужны условные обозначения?

Начальная петля . Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.

Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.

Цепочка воздушных петель – основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель петля на крючке не включаются в счет. Цепочка из воздушных петель образует основу для вязания первого ряда, но она не считается за ряд.

III. Закрепление знаний «Волшебный клубок» учитель кидает клубок учащемуся и задает вопрос, если он затрудняется ответить, перекидывает клубок другому однокласнику.

    От чего зависит качество вязанных изделий?

    Какое должно быть соотношение крючка и нити?

    Какие нити используют при вязании крючком?

    Что такое начальная петля?

    Как мы можем определить где хлопчатобумажная, шерстяная, и синтетическая пряжа?

    Как нужно держать крючок?

    Что означает номер крючка?

«Заколдованный цветок» Для того чтобы проверить как вы запомнили условные обозначения основных петель, я предлагаю сыграть в игру, которая называется «Заколдованный цветок»

Условие игры: Вы вытягиваете один лепесток, на котором нарисовано условное обозначение. Этот лепесток вы должны приложить к правильному ответу, который написан на нашем цветке на доске. А мы все вместе будем проверять.

IV . Практическая, работа «В ыполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель » (15-20 мин)

Задание: cвязать цепочку воздушных петель длиной 30 см

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

V. Итог урока (5 мин)

Что нового узнали?

Чему научились?

Были ли трудности?

Рефлексия

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

VI. Домашнее задание

Связать цепочку длиной 100 см.

Приложение 1

«Заколдованный цветок»

Приложение 2

Самоанализ открытого урока

Основные элементы вязания крючком -- это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы -- их производные. Узоры вязания состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.

При вязании Крючок необходимо держать в правой руке, как карандаш или ручку. Указательный палец немного выдвинут вперед, и лежит на крючке. Конец нитки от клубка перекидывают через указательный палец левой руки к себе и прижимают большим и средним пальцами. Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами. Нитка от клубка называется рабочей. Во время вязания следует придерживать петли на крючке, чтобы они не вытягивались и получались одинаковой длины

1. Воздушная петля

Для образования первой петли необходимо:

  • А) Конец нити от клубка перекинуть через указательный палец левой руки к себе и прижать его большим пальцем.
  • Б) Нить от клубка пропустить между ладонью и остальными пальцами левой руки.
  • В) Повернуть крючок бородкой влево и движением от себя с левой стороны ввести под нить.
  • Г) Оттянуть нить вверх от указательного пальца левой руки и повернуть крючок с нитью вокруг нити против часовой стрелки.
  • Д) Прижать нить вместе, перекидывая большим пальцем левой руки.
  • Е) Крючок вести под нить с левой стороны.
  • Ж) Крючок поворачивают бородкой влево, захватывают нить и протягивают в петлю, которая находится на крючке (рис. 04а). Большой палец отнимают и, придерживая конец нитки.
  • З) Затягиваем узел придерживать конец нити.

Для образования 2-й воздушной петли (рис. 04б) крючок вводят под нитку и, захватив ее, протягивают через петлю, находящуюся на крючке.

Множество воздушных петель образуют цепочку из воздушных петель, которая служит начальным рядом почти всех изделий (рис. 05).

Во время вязания полотна по верхнему краю будет образовываться цепочка петель, под которые вводится крючок. При этом в каждой петле различают внешнюю полупетлю -- половинку петли, находящуюся с внешней стороны полотна, и внутреннюю полупетлю -- половинку петли, находящуюся с внутренней стороны полотна. От того, под какую полупетлю (или под всю петлю) вводится крючок, зависит рисунок вязки.

И еще одно понятие.

Накид -- это накидывание нити на крючок после того, как на нем уже имеется петля. Каждый накид после провязывания образует петлю. На крючок можно делать несколько накидов для получения столбиков разной высоты. Один накид удлиняет столбик на одну петлю, два -- на 2 петли и т. д.

Полустолбик или соединительный столбик.

Он провязывается в конце ряда, при вязании по кругу или, если требуется сместить начало ряда. Крючок вводят в петлю цепочки или петлю предыдущего ряда, захватывают рабочую нить и протягивают ее одновременно через петлю цепочки или петлю предыдущего ряда и петлю на крючке (рис. 06).

Столбик без накида.

Крючок вводится в петлю цепочки, захватывается рабочая нить и протягивается через петлю цепочки. На крючке образуются 2 петли. Снова захватывают рабочую нить и протягивают через 2 петли на крючке (рис. 07).

Столбик с накидом.

На крючке делают накид, вводят крючок в петлю цепочки, захватывают нить и протягивают через петлю цепочки. Петли и накид, находящиеся на крючке, провязывают так. Накинув рабочую нитку на крючок, протягивают ее через петлю и накид (рис. 08а). Затем, поддев рабочую нить, протягивают ее через 2 петли на крючке (рис. 08б). Второй столбик вяжут на следующей петле цепочки.

Столбик с 2-мя накидами.

Делают один за другим 2 накида, на крючок и вводят его в петлю цепочки, захватывают рабочую нить и протягивают через эту петлю. На крючке находятся 2 петли и 2 накида. Их провязывают так: захватив крючком рабочую нить, протягивают ее через петлю и первый накид, еще раз захватывают рабочую нить и протягивают через петлю и второй накид, в последний раз захватывают нить и протягивают через оставшиеся 2 петли (рис. 09).

Столбик с 3-мя и более накидами

Выполняя столбик с 3-мя и более накидами, делают необходимое число накидов, а все петли, находящиеся на крючке, провязывают по 2 вместе в несколько приемов.

Пышный столбик

Связать 2 или несколько столбиков с накидом в одну петлю предыдущего ряда, но выполнять их не до конца, оставляя от каждого столбика на крючке по петле. Затем сделать накид и провязать им все находящиеся на крючке петли.

Другой вариант выполнения пышного столбика: вытянуть из одной петли несколько петель (обычно 3-6) примерно до высоты столбика с накидом. Затем подхватить рабочую нить и провязать ею все вытянутые петли вместе, кроме последней. В конце провязать одним накидом эту последнюю петлю и предыдущую. (рис. 10).

Используют как украшения по краю и внутри вязаного изделия. Провязывают 3-4 воздушные петли и затем вводят крючок в 1-ю воздушную петлю или в последний столбик и вяжут столбик без накида (рис. 11).

Техник вязания крючком довольно таки много:

  • цепочка, столбики, полу-столбики,
  • петли, двойные петли, вязание "Альзам",
  • меховое вязание, простое тунисское вязание, переплетенное тунисское вязание,
  • вязание кружками, раковиной, кружево - вязанное крючком,
  • вязание крючком по ковровым рисункам,
  • и еще много-много других, - всех не перечислишь.

Но потихоньку затронем все..!

Цепочка.
Сначала делают на конце нити петлю (рис. 187).
Нитку от клубка держат на указательном пальце левой руки, придерживая ее большим пальцем. Начинают работу цепочкой из воздушных петель. Делают петлю из нитки, продевают в нее крючок, которым захватывают нитку с указательного пальца, и протягивают ее через петлю.
В образовавшуюся новую петлю (рис. 188) снова протягивают нитку, и т. д., пока не получится цепочка нужной длины.

Ряды вяжут справа налево.
При начале нового ряда работу перевертывают и делают одну или несколько воздушных петель (в зависимости от рода вязания), чтобы не стянуть внешний край работы.
При вязании нитками разных цветов иногда вяжут только в одну сторону, в этом случае каждый ряд начинают отдельно, подхватив последнюю воздушную петлю предыдущего ряда. В конце каждого ряда нитку обрезают и пропускают через последнюю петлю. Так же кончают всякое вязание крючком.

Двойные петли вяжут следующим образом.
Накидывают нитку на крючок, пропускают крючок в петлю сверху вниз, захватывают нитку крючком и продевают ее через обе полученные петли сразу.
Комбинация цепочек и двойных петель образует самые разнообразные рисунки вязания.

Столбики.

  • Первый ряд вяжут цепочкой необходимой длины.
  • Второй ряд вяжут столбиками.

Для этого:

  • на крючок накидывают нитку и вводят его в петлю цепочки,
  • захватывают нитку крючком и продергивают ее через петлю.
  • На крючке образуются 3 петли.
  • Затем еще раз накидывают нитку на крючок и продергивают ее через 2 петли.
  • На крючке остаются 2 петли.
  • В последний раз накидывают нитку на крючок и продергивают ее через 2 петли.

Получается так называемый ряд столбиков в одну накидку (рис. 189 - 195).

  • Образование столбиков без накида изображено на (рис. 188, 189, 190).
  • Образование столбика с одним накидом изображено на (рис. 191, 192).
  • Образование столбика с двумя накидами изображено на (рис. 193 - 194).

Полу-столбики
вяжутся так же, как и столбики, различие только в том, что все 3 петли, находящиеся на крючке, провязываются сразу.

(рис. 196).

  • Вяжут один ряд простым вязанием,
  • а второй - плотными петлями без накидки.

Затем к петлям прикладывают узкую полоску картона или плоскую палочку (хорошо отполированную)
и следующим образом вяжут третий ряд:

  • перекидывают через палочку нитку, захватывают ее крючком сзади и провязывают столбик без накидки.
  • Затем снова перекидывают нитку через палочку и вяжут вторую петлю и т. д. до конца ряда.
  • Далее, не вынимая палочки, вяжут ряд плотных столбиков без накидки и, окончив этот ряд, вынимают палочку.
  • Следующий ряд вяжут снова с перекидкой нитки через палочку.

Это вязание обыкновенно делают из мягкой некрученой нитки или шерсти.

Простое тунисское вязание (рис. 197).
Для тунисского вязания необходимо иметь длинный ровный крючок.

Самый простой способ тунисского вязания следующий:

  • Сначала, как обычно, вяжут цепочку.
  • Первый ряд вяжут справа налево, продергивая крючком нитку через каждую петлю цепочки, все полученные петли оставляют на крючке.
  • Окончив последнюю петлю первого ряда, начинают вязание второго ряда слева направо.
  • Для этого набрасывают нитку на крючок и в первый раз продергивают ее через 1 петлю,
  • затем опять набрасывают нитку на крючок и пропускают ее через 2 петли,
  • снова набрасывают нитку на крючок и снова пропускают ее через 2 петли и так до последней петли ряда.

При вязании третьего ряда проводят крючок через образовавшиеся во втором ряду столбики (подхватывая их с передней стороны) и последовательно, продергивают через них нитки, набирая таким образом петли на крючок, которые спускают в четвертом ряду так же, как и во втором.

Переплетенное тунисское вязание (рис. 198).
1 - й и 2 - й ряды вяжут простым тунисским вязанием.
В 3-м ряду набор петель делают следующим образом:

  • пропускают первый столбик и, поднимая второй столбик, возвращаются к первому.
  • Таким образом, столбики перекрещиваются, как показано на рисунке.
  • Обратный ряд вяжут, набирая петли, как обычно.

На (рис. 198) показано, как делать спуск петель при тунисском вязании.

(рис. 199).

  • Для этого вязания сначала делают цепочку из петель, которую замыкают.
  • Дальше вяжут по узору необходимую комбинацию из столбиков, воздушных петель, полустолбиков и двойных петель.
  • По окончании кружка нитку обрывают, заправляя ее конец.
  • Кружки или сшивают друг с другом или привязывают один к другому крючком.

Вязание раковиной.
Вяжут только в одну сторону, а потому рабочую нитку обрывают в каждом ряду.
Связав цепочку из воздушных петель, вяжут первый ряд:

  • начинают его тремя воздушными петлями,
  • далее делают 7 столбиков в первую петлю цепочки,
  • затем 1 воздушную петлю,
  • опять 7 столбиков в пятую петлю цепочки и т. д.

Второй ряд:

  • 7 столбиков в воздушную петлю нижнего ряда,
  • 1 плотную петлю в четвертый столбик первой группы из 7 столбиков первого ряда,
  • снова 7 столбиков в воздушную петлю нижнего ряда и т. д.

Третий ряд:

  • 7 столбиков в плотную петлю второго ряда,
  • плотную петлю в четвертый столбик очередной группы из 7 столбиков нижнего ряда и т. д.

Кружево, вязанное крючком.
Для вязания кружев крючком, как и для вязания на спицах, надо взять:

  • тонкие крученые нитки,
  • если вязание предназначено для отделки белья (идут также нитки катушками),
  • и толстые крученые нитки - для кружев и прошивок на одеяла, шторы, скатерти и т. д.

Всякое кружево вяжут в точном соответствии с узором.

Вязание "Альзам".
Это вязание похоже по виду на ковровую вышивку, им вяжут тюбетейки, подушки и т. д.
Вязать можно всякими нитками:

  • Вначале вяжут полоску воздушных петель,
  • затем поворачивают работу и, идя обратно, той же ниткой в каждую петлю вяжут столбики без накидки.
  • Второй ряд вяжут, проводя крючок не в петлю, а между двумя столбиками, и через них уже продергивают нитку.

Пестрые тюбетейки

вяжут в несколько цветов.
Вяжут их спирально по узору, начиная так же, как берет, но вводя для узора дополнительные нитки нужного цвета:
Сначала вяжут круг (дно) до нужной величины, прибавляя петли (одновременно вывязывая узор), после чего вяжут, борт. Его вяжут, не убавляя и не прибавляя петель, шириной примерно в 4 - 5 см.
В основном узор тюбетейки хорошо строить разноцветными полосами - фоном, по которому брошены мелкие узоры приблизительно в 2 - 3 см ширины.
Кончают тюбетейку так же, как и берет.

Если надо пропустить нитку другого цвета, то ее привязывают с левой стороны, пропускают в следующую очередную петлю и вяжут нужное по рисунку количество петель.
Первую же нитку пропускают внутри столбиков из новой нитки до того места, где ею по узору снова надо вязать. Тогда при вступлении новой нитки старая пропускается внутри столбиков.

Если ниток разных цветов много, то все они привязываются с левой стороны там, где ими полагается вязать по рисунку.

Вязание крючком по ковровым рисункам

Очень красиво для вязания одеяла снять рисунок ковра, для скатерти красив рисунок крестиками.
Эти рисунки очень легко воспроизвести крючком, особенно если они составлены в двух тонах или даны на гладком фоне.

Чтобы связать крючком данный рисунок крестиком, делают только воздушные петли и столбики, которые составляют правильные квадраты;
для каждого квадрата требуется для фона один столбик и две воздушные петли;
для заполненного пространства по рисунку - три столбика.
Квадратики из воздушных петель должны всегда начинаться и оканчиваться столбиками.
Начинают каждый ряд воздушными петлями и оканчивают его столбиком.
Если заполненный столбиками квадратик находится между двумя ажурными квадратиками, надо связать четыре столбика, потому что последний столбик последнего ажурного квадрата идет рядом с третьим столбиком заполненного квадрата.

Вследствие этого считают, что для 2 смежных наполненных квадратов необходимы 7 столбиков и для 3 смежных квадратов - 10 столбиков.

Когда вяжут крючком ковровые рисунки в несколько различных цветов, надо вязать столбики только в одну сторону.

Если в рисунке только три цвета, то проводят две нити под петлями; если же цветных нитей больше, то ненужные по рисунку нити пропускают на изнанку работы, забирая их, когда понадобится для вязания.

© 2024 otryad-raritet.ru -- Игровой портал - Оtryad-raritet